Создание целевых фондов впервые обсудили на культурном форуме в Петербурге

Тема целевых капиталов впервые прозвучала на Санкт-Петербургском международном культурном форуме. Опытом в ходе дискуссии «Меценатство будущего: лучшие практики и эффективные механизмы государственно-частного партнерства», организованной Фондом, поделились представители российских и зарубежных культурных учреждений.

В секции приняли участие:

  • Ян Ле Туэ, директор департамента по связям с партнерами и меценатами, музей Лувра, Франция
  • Игнаси Миро, директор по проектам в области культуры, Банковский фонд «Ла Кайша», Испания
  • Джерри Салол, исполнительный директор Европейского центра фондов, Бельгия
  • Бьерн Стенверс, исполнительный директор, фонд целевого капитала Международного совета музеев ИКОМ
  • Юрий Трофимов, министр культуры Омской области
  • Френсис Уэр, cтарший исполнительный директор, Ашмолеанский музей археологии и искусства Оксфорд, Великобритания
  • Адриен Франчески, менеджер департамента по связям с партнерами и меценатами, музей Лувра, Франция
  • Виктория Шамликашвили, председатель Попечительского совета фонда целевого капитала Бориса Эйфмана.

Модераторами дискуссии выступили Светлана Миронюк, руководитель службы маркетинга и развития бизнеса, PwC Россия, и Оксана Орачева, генеральный директор Фонда.

Оксана Орачева: «Тема эндаумент-фондов впервые представлена на культурном форуме. Очень важно знать и свой собственный, и международный опыт, и, отталкиваясь от него, думать, куда нам двигаться дальше... Мы видим, что эндаументы в разных странах возникают в разное время, требуются определенные усилия всех сторон, сотрудничество власти, бизнеса, культурных институций» (в интервью ТАСС).

Она отметила, что невозможно какое-то единое, универсальное решение для успешного создания целевого капитала. «Важно, чтобы от учреждений культуры был запрос на изменения в этой сфере - требуется государственная поддержка именно в создании определенной базы развития эндаументов в России, их юридическое оформление, специальные законы или уточнение существующих», - считает Орачева.

«В_нашем быстро меняющемся мире, когда всегда будет не хватать денег, хочется иметь впереди высокую цель, стремиться к ней и иметь для этого ресурсы», - добавила генеральный директор Благотворительного фонда Потанина. По словам Орачевой, в области создания эндаументов России наиболее близок опыт французских коллег, так как в обеих странах закон, касающийся целевых фондов, был принят примерно в одно время - чуть больше 10 лет назад.

«Изначально во Франции такой формы, как фонд целевого капитала, не существовало. Но правительство и Лувр решили в 2009 году создать такой фонд, поскольку у нас есть сотрудничество с ОАЭ, есть проект «Лувр Абу-Даби». В рамках этого партнерства Лувр продал свой бренд на 30 лет, за счет этого были получены очень большие деньги - около €150 млн. И в качестве инструмента управления этими средствами и был создан фонд целевого капитала», - отмечает директор департамента по связям с партнерами и меценатами Лувра Ян Ле Туэ.

Позднее было решено привлекать и других меценатов. Сейчас у Лувра, помимо Абу-Даби, есть еще 11 крупных партнеров, которые могут размещать свои средства для финансирования определенных проектов. Среди них - компании Louis Vuitton, Yves St. Laurent. Помимо доноров из Франции, есть и меценаты из других стран.

«У нас есть много различных инструментов для привлечения средств. Например, ежегодно мы устраиваем программу краудфандинга, в которой может принять участие любой желающий. Взносы могут быть небольшими - €5-10, но в итоге собранной суммы хватает на поддержку какого-либо реставрационного проекта или приобретение нового экспоната в коллекцию музея», - поделился Ян Ле Туэ. Сейчас, по его словам, объем целевого фонда Лувра составляет около €200 млн.

Первый фонд целевого капитала регионального музея в России появился всего два года назад - в Омском областном музее изобразительных искусств им. Врубеля. «Нам было очень важно показать, что мы можем это сделать и можем сделать именно в провинции. И теперь мы на базе музея с помощью фонда Потанина создали учебный центр по эндаумент-фондам для культурных институций регионов России», - рассказал в ходе дискуссии министр культуры Омской области Юрий Трофимов, который ранее занимал должность директора музея имени Врубеля.

По его словам, в программе обучения примут участие представители музеев из разных регионов - от Нижнего Новгорода до Владивостока, всего около 20 участников. Учебный курс рассчитан на два года. «Мы надеемся, что за ближайшие несколько лет хотя бы несколько эндаументов в культурных институциях регионов России возникнут», - добавил Трофимов.

Сейчас объем целевого фонда Омского областного музея изобразительных искусств имени Врубеля составляет около 9 млн рублей. «Пусть у нас пока не очень большой фонд, но уже есть дивиденды. Мы купили несколько картин, а также помогли в проведении Дней Эрмитажа в Сибири в этом году», - рассказал министр культуры Омской области.