«Социальные инновации стали темой, объединившей государство, образование и некоммерческий сектор»

13-14 декабря 2017 в Белгородском государственном техническом университете им. В.Г.Шухова проходил межвузовский форум «Опорные университеты – драйверы развития регионов». Проведенный Министерством образования и науки РФ и Национальным фондом подготовки кадров (НФПК - организацией, партнерство с которой Фонд активно развивает), форум дал возможность обсудить наиболее актуальные вопросы развития высшего образования в России.

Разделить с местной властью ответственность за развитие региона – такова, по мнению заместителя министра образования и науки Людмилы Огородовой, главная задача опорных вузов. При этом государство стремится сократить качественный разрыв между лидерами высшего образования, федеральными университетами-участниками проекта 5-100, и региональными вузами.

Как рассказала замминистра, проект опорных университетов был запущен в 2016 году. На сегодняшний день 33 вуза из 32 субъектов РФ получили статус опорных. На поддержку программ развития этих университетов направлено более 3 миллиардов рублей. Ведомство считает этот проект одним из основных в системе высшего образования. В следующем году статус опорных получат еще 50 региональных вузов. «Каждый житель России имеет право получить качественное образование, и для этого вовсе не обязательно куда-то ехать. Опорные вузы обязаны использовать особенности регионального развития, в каждом регионе создавать собственную точку роста. Давайте забудем слово «региональный университет», наши вузы достойны называться и быть опорными», — цитирует Людмилу Огородову портал НФПК.

Замминистра также рассказала о проекте создания центров инновационного, технологического и социального развития регионов на базе университетов (их должно быть создано не менее 100 в течение ближайших трех лет). В числе кандидатов много вузов, активно участвующих в Стипендиальной программе Владимира Потанина и других образовательных программах Фонда.

Роль университетов в последние годы заметно меняется: они перестают быть исключительно образовательными учреждениями, при этом становятся более значимыми их исследовательская, экспертная и предпринимательская функции. Одним из подтверждений тенденции может служить Белгородская область, где администрация совместно с Белгородский государственным технологическим университетом реализуется десятки инновационных проектов. Производство лизина, продвижение стартапов, семейная медицина – только часть сфер, где, по словам губернатора Белгородской области Евгения Савченко, востребованы интеллектуальный и экспертный потенциал БелГУ.

Одним из наиболее заметных мероприятий форума, вызвавших живой интерес аудитории, стал круглый стол «Университеты, как центры социальных инноваций нового поколения». Модерировала дискуссию генеральный директор Благотворительного фонда В.Потанина Оксана Орачева.

− Социальные инновации стали темой, объединившей государство, образование и некоммерческий сектор. В этом смысле, университетам крайне важно уметь выстраивать отношения с партнерами, выходить за собственные границы, - подчеркнула Оксана Орачева. – При этом важно понимать, насколько частная инициатива студента может стать университетской. Студенты и преподаватели пытаются делать собственные проекты. Университеты стремятся создать систему поддержки инициатив. Но часто две части единого целого не встречаются. Надо изменить механизм взаимодействия, чтобы за всем этим увидеть конкретного человека и его возможности. Это гораздо сложнее, чем предложить еще одну систему финансирования или даже создания определенных клиник и бизнес-инкубаторов. Одна из совместных задач – как помочь университетам разглядеть частную инициативу и сделать ее своей.

Тезис о важности социальных инноваций поддержал Сергей Голубев, генеральный директор Фонда социальных инвестиций. «Социальная нагрузка сегодня во всем мире возрастает, так же, как и расслоение, - отметил он. – Мы вынуждены искать новые ответы на эти вызовы. Социальные инновации должны стать элементом развития экономики. Университеты в этом смысле – чрезвычайно перспективные точки. В них необходимо создавать творческие креативные пространства, куда могли бы приходить люди, проводиться конференции, мозговые штурмы – не по отвлеченным научным проблемам, а по конкретики развития территории». Сергей Голубев рассказал о многочисленных примерах из международного опыта: Чили, США, Эстония – страны разного уровня экономического развития демонстрируют одинаковые тенденции в сфере развития социальных инноваций: сетевое взаимодействие (пример – организация АШОКА), поощрение предпринимательства как навыка, пробоно-программы, социальные акселераторы.

Один из успешных примеров в нашей стране – общероссийский чемпионат по решению социальных кейсов «Разумеется», организованных центром «Грани» (Пермь). По словам директора центра Светланы Маковецкой,задача студенческих команд -найти наилучший выход из сложной ситуации, в которой оказалась реальная некоммерческая организация. Авторы лучшей идеи, помимо признания, получают возможность реализовать ее на практике. «В целом изменилась сама система, в которой работают НКО, − отметила Маковецкая, говоря о взаимодействии университетов, некоммерческих организаций и территорий. - Основная энергетика некоммерческого сектора переместилась в два основных направления. Первое – гражданское творчество, формирование города, который подстраивается под жителей, где гражданская грамотность является метазнанием. В этом смысле важно, чтобы люди понимали, что такое бюджет, планировочные решения, откуда они берутся. Но еще более важно понимать, что, с какими бы инновациями ни приходили студенты в открытую среду, они встретятся с горожанами. Готовность воспринять, отказаться от привычного – это важные аспекты, и университет заново отстраивает нормы и свободы, воспринимает человека как важный гуманитарный ресурс».

Другой пример удачного создания инфраструктуры, поддерживающей общественную активность студентов и преподавателей - акселератор социальных инициатив, который создали в Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС). Об уникальной образовательной площадке с конкурсной составляющей рассказала Инна Газиева, директор центра общеакадемических образовательных инициатив РАНХиГС.

- Проект существует шестой год – в этом году нас поддержало Агентство стратегических инициатив. В результате акселератор вышел за пределы нашего университета: в нем участвует 15 вузов, в том числе, три опорных. Мы нацелены не только на то, чтобы научить ребят заниматься социальным проектирование - мы формируем систему воспитания социально ответственных молодых людей. Акселератор представляет собой серьезный комплекс, который имеет на выходе целый блок социальных, образовательный и других компетенций. Команды делают проект, выходят «в поле» и реализуют его, учатся определять проблему, находить партнеров и ресурсы. Победители в качестве приза получают поездку в одну из стран мира для обмена опытом социального проектирования – наши участники уже побывали в Мексике, Китае, Франции, Армении… Студенты понимают, что социальные проблемы одинаковы во всем мире, но решаются по-разному. И их целью становится не выиграть в конкурсе, а изменить общество – помочь тем, кто живет рядом.

По мнению Елены Исаевой, доцента кафедры социального и семейного законодательства Ярославского государственного университета, вуз должен влиять на процесс социальных инноваций и формирование городской среды. В области более 2000 некоммерческих организаций, и университет в качестве экспертной площадки становится центром притяжения идей, технологий, добровольцев их НКО.

Характерно, что общее благополучие территории не связано напрямую с его развитием в сфере социальных инноваций. Это подтверждает пример проекта «Детский форсайт» в Костромской области – одном из дотационных регионов. Проект направлен на вовлечение подростков в социальное проектирование и реализован Костромским государственным университетом совместно с некоммерческими организациями на средства президентского гранта. «Принято говорить, что молодежь − это стратегический ресурс нации, но, если честно, мы редко ей доверяем, - подчеркнул, рассказывая о проекте, проректор по стратегическим коммуникациям Костромского государственного университета Владимир Смирнов. – Мы решили поговорить с подростками о будущем той территории, где они живут. Собрали несколько детских команд, и задали им вопросы: что может произойти с вашей территорией через 5-10 лет, как вы хотели бы жить, где вы в этом сценарии? А также что можно сделать уже сегодня, чтобы приблизить это будущее. Мы также смогли подготовить целый пул учителей, которые могут тиражировать эту технологию в своих школах».

- Главное, что показало сегодняшнее обсуждение – это необходимость обмена идеями и накопленным знанием, - отметила, завершая дискуссию, модератор Оксана Орачева. – У нас не хватает площадок для дискуссий, и мы, как Фонд, будем такие площадки предлагать, чтобы уровень дискуссии о социальных инновациях и роли университетов возрастал. Отдельные университеты, преподаватели, студенты по-отдельности достаточно активны, но для нас важно объединение усилий, взаимодействие за пределами географических и социальных границ.

В частности, недавно одной из таких дискуссионных площадок стал Общероссийский гражданский форум и дискуссия о третьей миссии университетов, модерировала которую президент Благотворительного фонда В.Потанина Лариса Зелькова. Речь шла о том, должны ли вузы, помимо образовательной и исследовательской функций, играть роль точки социальной сборки региона. Участники сошлись на том, что это необходимо – особенно в малонаселенных регионах, где центр знаний естественным образом становится центром социальной жизни. Социализация студентов, разработка стратегий развития территорий, создание комфортной городской среды и, как следствие, возможность удержать талантливых выпускников в родном регионе – только часть тех вещей, которые способен делать вуз при наличии соответствующего запроса и доброй воли к партнерству. 

ПОЛНАЯ ЗАПИСЬ ДИСКУССИИ «ТРЕТЬЯ МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ» НА ОБЩЕРОССИЙСКОМ ГРАЖДАНСКОМ ФОРУМЕ 

ПОДРОБНЕЕ О ФОРУМЕ В БЕЛГОРОДЕ

ПРЕЗЕНТАЦИИ УЧАСТНИКОВ

Светлана Маковецкая. «Разумеется»: чемпионат по решению кейсов в НКО

Инна Газиева. Акселератор социальных инициатив

Елена Исаева. Студенты и PRO BONO: взаимовыгодное сотрудничество с сообществом

Сергей Голубев. Онлайн-курс по социальному предпринимательству