Академический фандрайзинг: форум в Екатеринбурге

Международный форум «Академический фандрайзинг: привлечение средств для развития высшей школы» прошел 30 октября 2015 в Уральском федеральном университете им. первого президента России Б.Н. Ельцина в Екатеринбурге. Мероприятие состоялось при поддержке Форума Доноров, Проекта 5–100 и МИСиС.

Актуальность форума подчеркнул заместитель председателя правительства России Аркадий Дворкович в своем приветствии:

«Важно, что руководство многих университетов стало обращать пристальное внимание на внебюджетные источники финансирования, включать программы работы с выпускниками в свои дорожные карты, ставить долгосрочные цели и использовать для их достижения механизм эндаумент-фондов».

В секции «Приоритеты доноров как фактор развития стратегии академического фандрайзинга» речь шла о необходимости системной работы по организации сбора пожертвований выпускников, о выстраивании отношений с благотворителями, желающими поддержать университет. По мнению председателя Совета Форума Доноров, генерального директора Фонда Оксаны Орачевой, в этом смысле важнейшим вопросом является нахождение точек соприкосновения:

– Согласно очередному Ежегодному докладу Форума Доноров, поддержка образования и просвещения является самой популярной темой среди частных и корпоративных фондов, а также фондов целевого капитала. Именно в этой сфере тратятся основные средства доноров. Это значит, что представление о важности поддержки высшего образования в обществе достаточно устойчиво. Остается вопрос: как привлечь средства в конкретный вуз? Для этого надо предложить донору нечто, что поможет реализовать его миссию. Необходимо, чтобы университеты, которые приходят за поддержкой, разделяли ценности донора.

По мнению Мартина Кауфмана, директора Martin Kaufman Philanthropy,  поддержка высшей школы не может рассматриваться отдельно от развития сферы благотворительности в целом. В этой связи он высоко оценил вклад Фонда Потанина: «Вызов состоит в том, чтобы возродить то, что начал делать Владимир Потанин в конце девяностых годов: возродить традицию благотворительности в России. Я говорю о стратегической, систематической работе по фандрайзингу. Главным образом, университету нужно понять, как привлечь благотворителей из среды выпускников, сохранить их связь с вузом».

Поиску оптимальной стратегии работы с донорами было посвящено выступление председателя правления Благотворительного фонда «Система» Елены Чернышковой:

– Российская благотворительная инфраструктура только формируется.  Для человека, который ищет деньги, это большое преимущество: вы можете вовлечь донора в свою деятельность еще до того, как у него сложились приоритеты. В этом смысле Россия отличается от Америки и Европы. У нас нет старого капитала – он весь новый, и с ним надо немного по-другому работать. Те принципы, которые были озвучены на конференции, это классика, но в России есть особенности, касающиеся корпоративных фондов и частных пожертвований. Многие успешные фандрайзинговые проекты осуществляются с привлечением административного ресурса – это также российская черта. Очень важна культура взаимоотношений: нужно прилагать особые усилия к тому, чтобы держать человека, который вам помог, в курсе того, на что пошли его деньги, продолжать строить и развивать отношения. Если этого не делать, донор чувствует себя «выключенным» из процесса.  

Мнение о фандрайзинге как части сложной системы взаимодействия с выпускниками и обществом разделяет и проректор по образованию МИСиС Тимоти Эдвард О’Коннор:

– Сейчас время преобразований, трансформации. Россия действительно возрождает традицию благотворительности, и это касается системы образования. Зачем фандрайзинг российскому вузу? Речь идет не только о деньгах, но и о том, что с его помощью можно сплотить людей для достижения целей развития университета, реализации его миссии и стратегия. Самое главное здесь – создание системы поддержки университета. Выпускники должны ощущать причастность к судьбе университета. Работа в области фандрайзинга – искусство, которому надо учиться. Важно креативно, нестандартно мыслить. И мыслить глобально: часто люди готовы дать больше средств, но они не получают серьезных предложений.

Качество предложений и уровень запросов на благотворительную поддержку образования действительно могут являться проблемой для донора — это подтвердил заместитель генерального директора Российского научного фонда Юрий Симачев на секции «Возможности фандрайзинга в региональных российских вузах»:

– Зачем нужен фандрайзинг? В нашем случае, вопрос денег точно не основной. Прежде всего, мы понимаем его роль как способа формирования новой интересной повестки для тех, кто занимается исследовательскими и инновационными проектами. Только взаимодействуя с тем, кто дает деньги, вы можете сформулировать достаточно интересную, амбициозную повестку. Конкретный пример – сотрудничество с зарубежными научными фондами. Почему она важна? После того, как фонд провел цикл конкурсов, эксперты все чаще стали говорить, что на 90% все интересные проекты уже «выбрали»… Кроме того, для нас фандрайзинг – некоторая объективизация оценки, которую мы делаем. Если мы привлекает представителей бизнеса и науки из других стран, мы валидируем свою собственную систему оценки и ориентируемся на проекты, конкурентоспособные в глобальном смысле.    

Грамотно организованный фандрайзинг способен не только материально поддержать вуз, но вызвать к жизни новые университетские традиции. Рассказывая о работе эндаумент-фонда Уральского федерального университета, проректор УрФУ по экономике и стратегическому развитию Даниил Сандлер напомнил о проекте «Лучшие преподаватели УрФУ глазами студентов».

– Это был политически очень сложный проект, когда формировалась новая традиция. Далеко не все члены нашей команды были готовы признать за студентами право выбирать достойных преподавателей, да еще по своим правилам. Если бы не было поддержки эндаумента, то, возможно, эта традиция не состоялась бы. Другая ежегодная традиция — торжественное вручение дипломов. Университет практически не вкладывается в это дорогостоящее мероприятие – это делает эндаумент-фонд. Мы делаем акцент на то,чтобы создать финансовый и проектный поток, активно вовлекаем людей. 56 миллионов рублей, которые мы собрали в эндаумент – результат участия 4 801 человека. Возможно, можно было сделать это проще, но мы уверены, что именно вовлечение широкого сообщества в работу фонда целевого капитала –правильный путь.

Обучение искусству профессионально создавать и развивать эндаументызадача программы Фонда «Целевые капиталы: стратегия роста», которая стартует в конце ноября 2015. Подробнее http://www.fondpotanin.ru/programs/360330/about.